Архаров
Михаил Алексеевич
О конструкторе
Ученый в области радиоэлектронных информационно-управляющих систем кораблей специального назначения, доктор технических наук, профессор, главный конструктор ЦНПО «Вымпел», контр-адмирал. Родился 22 октября 1930 года. В 1958 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. После окончания училища занимался разработкой систем противоракетной обороны. Был учеником академика А. И. Берга. До 1977 года работал в п/я № 4077 — начальником лаборатории автомата дальности, начальником отдела, заместителем главного конструктора. Был одним из создателей радиолокационных станций системы ПРО «Дунай-2» и «Дунай-3». В декабре 1975 года назначен главным конструктором системы специальных технических средств разведки «Коралл», разрабатываемого в стенах Центрального научно-производственного объединения «Вымпел» — предприятие в системе Минрадиопрома СССР — головного разработчика проекта. В 1977 году назначен главным конструктором проекта корабля «Урал», оснащенного системой специальных технических средств разведки «Коралл». Является автором более 200 научных трудов, подготовил около 40 докторов и кандидатов наук. Награжден орденами Красной Звезды (1978), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1988), медалями.
26 мая 1972 года между СССР и США были подписаны два важнейших договора: "Договор об ограничении систем ПРО" и "Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений". Согласно первому договору, стороны обязались не создавать, не испытывать н не развертывать систем ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования. Согласно второму, ограничивались количество и типы стратегических ракет. Оба договора требовали жесткого контроля, в том числе, национальными техническими средствами. Но на тот момент никакая система инспекций не могла гарантировать полного контроля за соблюдением достигнутых договоренностей, так как военные разработки и испытания всегда велись и будут вестись в условиях секретности. Наше отставание в создании средств контроля, а также удаленность полигонов США от территории СССР, привели к выводу о необходимости создания хорошо развитых современных многофункциональных измерительных систем морского базирования.

Весной 1974 года в Минрадиопроме и Минпромсвязи, при участии офицеров управлений Генерального штаба и ВМФ, прошли первые совещания по вопросам создания измерительной системы морского базирования. В июле 1974 года по поручению ВПК в ЦНПО "Вымпел" была разработана инженерная записка с предложениями об оснащении корабля необходимым составом оборудования, и уже в сентябре вышло решение ВПК о разработке технического предложения по созданию многофункциональной измерительной системы "Коралл" на корабле "Титан". В ЦНПО "Вымпел" была создана лаборатория, которая начала создавать кооперацию, формировать и выдавать необходимые исходные данные, контролировать выполнение этапов, заданных решением ВПК. В.И.Доброхотов был назначен начальником лаборатории, А.Г.Захаров – его заместителем. Создание же кооперации было возложено на заместителя начальника отдела ВПК В.С.Дубровского. Защита работы состоялась в мае 1975 года перед представительной межведомственной комиссией, возглавляемой заместителем министра обороны СССР генерал-полковником Н.Н.Алексеевым.
Первоначально корабли такого класса, вооруженные системами специальных технических средств типа «Коралл», предназначались только для разведки испытаний средств стратегического ракетно-космического оружия вероятного противника, с целью определения его тактико-технических характеристик. Но в процессе разработки была установлена возможность использования в интересах контроля космического пространства, прежде всего в Западном полушарии и в южных широтах Мирового океана.

6 апреля 1979 года вышло постановление ЦК и Совмина о создании головного корабля «Титан» с системой «Коралл», в соответствии с которым Балтийскому заводу (В.Н. Шершнев) поручалось строительство корабля. Ленинградскому производственно-техническому предприятию (А. И. Поддубный) - монтаж и настройка аппаратуры на корабле. К созданию системы было привлечено более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. В мае 1984 года корабль «Титан» был спущен на воду, и началась его достройка на плаву. В 1985 году корабль был достроен. Транспортировка и монтаж из Гомеля в Ленинград крупногабаритной РЛС потребовали специальных условий и технических средств. В мае 1987 года корабль вышел на Кронштадтский рейд для заводских испытаний. К этому моменту был сформирован экипаж, а кораблю присвоено новое название «Урал».

После подготовки, «Урал» с небольшой группой инженеров-разработчиков отправился к месту приписки во Владивосток. В 1990 году должен был состояться первый поход к атоллу Кваджалейн, но в связи с событиями в стране корабль был поставлен «на прикол», и, не выполняя боевых заданий, начал стареть.

Создание такого уникального в своем роде корабля было бы невозможно без его создателя, контр-адмирала Михаила Алексеевича Архарова. К моменту создания БАРЗК «Урал» и системы «Коралл» Михаил Алексеевич получил огромный опыт послевоенного радиолокационного строительства.
Михаил Алексеевич родился 22 октября 1930 года в г. Мытищи Московской области. После окончания школы пошел учиться в Московский техникум трудовых резервов, на отделении – радиотехника. После завершения обучения Михаил Алексеевич проходил службу в Военно-морском флоте на Балтийском море. В 1952 году поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского в г. Ленинграде. В 1958 году Михаил Алексеевич начинает свою трудовую деятельность в ЦНИИ №108 Минобороны СССР под руководством академика А.И.Берга в должности инженера.

В Научно-исследовательский институт №37 Михаил Алексеевич пришел в 1961 году на должность младшего научного сотрудника и проработал на предприятии 12 лет, покинув его уже в должности начальника отдела. За время работы в институте он участвовал в создании РЛС "Дунай", был участником строительства ряда объектов Балхашского полигона. На новом месте работы в ЦНПО «Вымпел» Михаил Алексеевич занял должность заместителя главного инженера.

В декабре 1975 года Михаил Алексеевич Архаров возглавил разработку системы "Коралл". Еще в процессе эскизного проектирования Михаил Алексеевич сумел создать большой коллектив высококвалифицированных разработчиков. Его заместителями по направлениям стали А.М. Овсянников, А.Г. 3ахаров, Н.Н. Родионов, А.А. Стогов, А.С. Зеленин, В.И. Закамский и В.С. Дубровский.

О Михаиле Алексеевиче коллеги отзывались, как об образованнейшем инженере с замечательной интуицией и острым ощущением реальности, человеке высокой культуры и обаяния. Главной его чертой было умение работать с людьми, и именно такой человек мог возглавить, и объединить сложнейшую кооперацию разработчиков и военных специалистов. К корабельной тематике были привлечены коллективы НИИ радиоприборостроения, разработавшие алгоритмы траекторной обработки для всех динамических объектов наблюдения. Создание функционального программного обеспечения системы «Коралл» и радиолокатора «Атолл» было поручено Гомельскому КБ системного программирования.
Задачи, создаваемой под руководством Михаила Алексеевича системы "Коралл", вытекали из требований статей договоров по ПРО и СНВ, и заключались в обеспечении контроля и анализа параметров разрабатываемого и испытываемого стратегического вооружения. К таким параметрам относятся тип МБР и БРПЛ, координаты старта баллистической ракеты, дальность стрельбы, стартовый и забрасываемый вес, количество боеголовок, тип ракеты-носителя, тип космического объекта, время старта, координаты старта противоракеты, факт перехвата боеголовки противоракетой, типы РЛС, участвующих в работах по сложной баллистической цели и их координаты, координаты падения боеголовок, наличие маневра боеголовок.

Для решения поставленных задач корабельная система должна была объединить информационные средства различных назначений и диапазонов (радиолокационных, оптикоэлектронных, телеметрических, средств радионаблюдения, радиотехнических и других) в единую автоматизированную систему. Такое построение позволило бы вести обработку получаемой информации в реальном и нереальном масштабе времени путем ее сопоставления, что обеспечило бы требуемую информативность и достоверность результатов.

Состав системы "Коралл" состоял из трех групп средств: измерения и наблюдения, управления и обработки информации, обеспечения работоспособности. Все это оборудование предстояло разместить не на наземном полигоне, а всего лишь на большом корабле. Исходя из этих требований, а также требований дальности и автономности плавания, корабль должен был иметь следующие характеристики: водоизмещение - 34000 тонн, длина - 265 метров, ширина - 30 метров, максимальная скорость - 21,5 узла, автономность - 180 суток, экипаж - 800 человек. Такие характеристики корабля могла обеспечить только атомная энергетическая установка.
Одним из основных средств «Коралла» был радиолокатор «Атолл». Его антенна имела сложное строение и представляла систему, объединяющую несколько устройств. Антенная система излучала мощные радиоимпульсы в любом направлении в пределах верхней полусферы, практически мгновенно изменяла направление излучения. На излучение и на прием она формировала четыре луча, образующие «розочку» с равносигнальным направлением для определения угловых координат целей, а также один приемный узкий луч для обнаружения целей и два более широких луча для подавления приема по боковым лепесткам.

Обладая высоким потенциалом, радиолокационный комплекс «Атолл» мог обнаруживать цели на дальностях до 2 000 километров, и вести их сопровождение с высокой угловой точностью. Антенный луч можно было направлять в заданный сектор и далее осуществлять электронное сканирование пространства, независимо от положения корабля в море, данные о координатах корабля учитывались программой радиолокатора.

В составе антенной системы были три фазированные антенные решетки. Большая ФАР имела диаметр 8 метров, две малые ФАР - диаметр 1,25 метра. В большой ФАР было 18500 элементов, в малых - по 512. В целом в состав антенной системы входили приемо-передающие и приемные волноводные тракты с устройствами газонаполнения и водяного охлаждения, опорно-поворотное устройство, устройство измерения деформаций при качке корабля, устройство автоматического пожаротушения, антенное укрытие, устройства контроля характеристик и командного управления.
Во время похода БАРЗК «Урал» во Владивосток, с 1 августа по 22 сентября 1989 года, система «Коралл» подтвердила требования по высокоточному измерению координатных и сигнальных характеристик широкого класса объектов (баллистические ракеты, космические объекты, ракеты-носители, в том числе, многоразовый корабль «Шаттл»), запуски которых проводились в этот период. Корабельный комплекс «Коралл» стал своеобразным памятником талантливому создателю - контр-адмиралу Архарову, к сожалению так и не увидевшему своего детища в деле.

В 1987 году - когда завершились заводские испытания корабля «Урал», Михаил Алексеевич получает должность начальника СКБ – Главного Конструктора в Центральном научно-производственном объединении «Вымпел».

В 1990 году Михаил Алексеевич становится кандидатом технических наук, а через 7 лет доктором технических наук, а уже в 1993 году избран академиком Международной академии информации.

В конце сентября 2000 года Михаил Алексеевич переводится из НТЦ «Модуль», в котором он работал с 1997 года, в НИИДАР на должность начальника лаборатории-заместителя начальника НТЦ-1. Но возвращение на предприятие увы было не долгим - 04 мая 2001 года прославленного конструктора, контр-адмирала Михаила Алексеевича Архарова не стало.